А ТЫ ГОТОВ К ПЕРЕДЕЛУ РЫНКА?
О, сенсация! /№2 февраль 2004
|
О грядущих переменах и отдельных тенденциях развития нашего рынка мы с вами, дорогие читатели, говорили не раз. Однако сегодня уже поздно говорить о каждом аспекте особо, пора оценить ситуацию в целом. Потому что, если вы еще не заметили, количество перемен на нашем рынке готово перейти в качество — совершенно новую структуру рынка. Уже в ближайшие 2—3 года российский бизнес может стать совсем другим, чем сегодня: изменится ландшафт, появятся новые действующие лица.
Предпосылки для этой метаморфозы очевидны. Сегодня Россия стала привлекательной для зарубежных и внутренних инвестиций. Если вчера зарубежные участники рынка только думали — вкладывать или нет в Россию деньги, то сейчас они уже не сомневаются. Еще в 2003 году известное аналитическое агентство Moody's объявило о повышении рейтинга Российской Федерации до инвестиционного. По шкале Moody's Россия обогнала Египет, Марокко, Индию, Литву и поравнялась со Словакией и Саудовской Аравией.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин недавно объявил, что темпы роста иностранных инвестиций очень высокие и в 2003 году они увеличились на 62%. Более того, на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где вице-премьер побывал в январе, темой обсуждения одной из сессий форума стал громкий прогноз американской инвестиционной компании Goldman Sachs. Американские аналитики пришли к выводу, что к 2050 году Россия, а также Китай, Индия и Бразилия войдут в шестерку ведущих стран по объему ВВП и доходу на душу населения. «Я получил подтверждение от представителей других стран и независимых экспертов, что их оценки близки к выводам доклада Goldman Sachs», — отметил Алексей Кудрин. И хотя «дело ЮКОСа» до сих пор вызывает споры в экономических кругах и массу пророчеств о возможном оттоке инвестиций из России, пока что никакого сокращения или вывода вкладываемых средств не наблюдается. И, по всей видимости, наблюдаться уже не будет.
Кроме того, если говорить именно о канцелярском отечественном рынке, то он в своем нынешнем виде, со своими доморощенными технологиями, созданными в 90-е годы, подошел к своему пределу. Начинается стадия смены поколений: старые компании не выдерживают конкуренции и уходят с рынка, а из сопредельных секторов приходят новые игроки, так сказать расширяя сферу своей деятельности. В свое время таким игроком был «Самсон», канцелярская структура которого была создана другим бизнесом. В скором времени таких примеров станет больше. К тому же старые компании не смогут противостоять появляющимся на рынке зарубежным компаниям. Западные компании, специализированные на канцелярских и офисных товарах, уже готовы прийти на наш рынок с их совершенными технологиями, неприкрытый интерес к российским экономическим просторам уже проявили OFFICE 1 SUPERSTORE и OFFICETEAM.
Не вызывает сомнений и тот факт, что в целом российский канцелярский рынок значительно отстает от своего западного «собрата» в технологическом смысле. Это выражается в неразвитости инфраструктуры, отсутствии сетей магазинов, а также торговли по каталогам и качественного корпоративного обслуживания. Канцелярский бизнес — только часть офисного рынка и рынка потребления. А у нас до сих пор нет специализированных магазинов офисного ассортимента, и зачастую канцтовары продаются вдобавок к книгам, игрушкам или продуктам питания. Хотя будущее именно за офисным сегментом.
И если такие «офисные» магазины появятся, они потеснят специализированные магазины офисной мебели или компьютеров, потому как наши рынки одинаково подошли к пределу своего развития. Впереди появление сетей магазинов для офиса, в которые будут поставлять товар производители и прямые импортеры. Слой оптовиков, как лишний в этой цепочке, размоется. Нет, он не исчезнет, он останется. Но не с нынешними участниками.
Скорее всего, начало этому новому рынку будет положено в течение 2004 года, а затем все будет происходить стремительно: уже года через три рынок станет совсем другим. В первую очередь из торговли уйдут самые крупные игроки, так как мелкие фирмы более гибкие и очень легко модифицируются.
Нельзя на паровой машине конца 19-го века обогнать автомобиль начала 21-го! Печальная участь в ближайшее время постигнет всякого, кто застрял в индустриальном веке и до сих пор делает ставку на капитал или создание собственных торговых марок. В нынешнем, постиндустриальном веке приоритетной стала услуга. Конечно, сегодня эти два мира еще борются, пока работают законы и того, и другого, но думать-то надо о будущем.
И «Роспечать» уже сейчас готова предложить рынку то, что может понадобиться завтра. Говорим это без ложной скромности и без пустого бахвальства — таковы факты. В сущности, наш Торговый Дом давно уже нельзя назвать оптовиком, торгующим канцелярией. Мы не первый год занимаемся обучением и информированием вас, наших клиентов и партнеров, мы стараемся обеспечить нашим покупателям настолько высокий уровень сервиса, какой только возможен.
В частности, мы продолжаем развивать наши интернет-услуги — ведь без электронных технологий сегодня невозможно успешно развивать бизнес. Мы учитываем ваши замечания и продолжаем совершенствовать интернет-взаимодействие через сайт Торгового Дома tdr-info.ru. На сайте «Роспечати» вы всегда найдете свежий прайс-лист — данные обновляются каждый день. Регулярно на нашем портале выставляются новые рейтинги, и каждый, кто отслеживает ситуацию на рынке, может судить о ней по нашей статистике. Более того, мы уже предлагаем по Интернету нашим коллегам и партнерам аналитические услуги — с 1 января на сайте работает интернет-служба, где можно получить доступ к информации по объемам закупок, делать прогноз на будущее для своей компании.
А сегодня мы готовы предложить вам новую услугу — создание единой торгово-закупочной группы. Начало этой новации было положено еще летом 2003 года, когда мы с вами, уважаемые коллеги, стали осуществлять консолидированную деятельность. В свете грядущих перемен создание такой группы может стать верным способом не просто выживания, а успешного развития. Ведь так или иначе изменения коснутся каждого, и в наших руках форсировать или облегчить переход к новым форматам торговли. Консолидация деятельности позволит назначать лучшие цены на ключевые товары, осуществлять единую стратегию и улучшать сервис. Подробную информацию об этой новации Торговый Дом «Роспечать» готовится представить на совещании, которое планируется провести в апреле. Следите за нашими новостями!
|